Тверская область / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Конаково - Дубна по северному берегу Иваньковского водохранилища

12 - 15 июня 2014 г.
Пешеходный поход по малоисхоженному северному берегу водохранилища с паромной переправой в Конаково, переправой через Созь и местами трудным буреломингом до Дубны
г. Конаково – с. Юрьево-Девичье – д. Ближнее-Хорошево– п. 1-ое Мая –д. Устье – д. Перетрусово – д. Барановское – д. Игнатово –г. Дубна.

Введение. Часть1

Целью похода было исследовать достаточно дикую местность на северном берегу Иваньковского водохранилища, посмотреть тамошние края вообще, а особенно насладиться Волгой и накупаться! (Ибо когда задумывался маршрут, в Москве стояла дикая жара). Ломить особенно не хотелось, но выходило так, что как ни крути - почти круговой маршрут от Конаково до Дубны составлял около 100 км, и чтобы запихнуть все это в 4 дня праздников, пришлось немного попотеть. А уж плохие дороги местами и дикий непролазный лес сделали поход вообще ломовым, в стиле ММБ!

При разработке маршрута у меня возникло ощущение, что он скорее велосипедный, чем пешеходный (если заменить азимуты по лесу объездными дорогами, естественно). Это ощущение подтвердило и то, что я не нашел ни одного отчета о пешеходном походе по этому краю, зато велопоходов было достаточно. Но делать нечего, я пока что исключительно пешеходник, поэтому будем ходить даже там, где другие ездят=))

Условно я разделяю маршрут на две части: От Конаково до Устья и от Устья до Дубны. Первая часть более легкая, проходит по длинным прямым наезженным участкам и грейдеру, много магазинов и нас. пунктов. Вторая часть более дикая, она тяжелее, дороги хуже, есть непролазные лесные участки. Также мало деревень, и они гораздо меньше.

В общем, приехав в Конаково, и отстояв свою очередь на выход с вокзала (народа была тьма), мы двинули по городу к супермаркету. Закупившись, пошли в сторону парома. Перешли какой-то маленький приток по мосту

И вскоре свернули на прямую дорогу к парому, которая в этот момент ремонтировалась

Оказалось, что с недавнего времени переправу обеспечивают два парома, но из-за мелководья  большой пока стоит, а ходит только СП-14, причем даже не по расписанию, а просто раз в полчаса

Паром у пристани - в данный момент не ходил

Дождавшись парома, мы опасливо погрузились на него, там с нас взяли по 40 руб с человека, и уже через 15 минут мы были на другом берегу Волги

Паром

Дальше наш путь проходил через Юрьево-Девичье, где мы остановились, чтобы закупиться водой, мимо разрушенного храма

До Кудрявцево, где мы свернули на юг. Дорога на Ближнее Хорошово оказалась на удивление неплохой, по ней даже можно было бы проехать на соответствующей машине, если бы не странные ямы посреди дороги, в которых запросто можно оставить колесо.

ЛЭП
ЛЭП Конаковской ГРЭС на дороге в Ближнее Хорошово
Ямы
Таких ям было полно на дороге, эта еще относительно маленькая

Отдельным пунктом стоят полчища оводов, атаковавшие нас на ней. Из-за них для обеда и привалов приходилось сходить с дороги и уходить поглубже в лес.

Андрей на всех привалах и стоянках читал "Граф Монте-Кристо"=)

А Неля развлекалась с дедушкиным фотоаппаратом=)

Но как бы то ни было, часам к 18 мы пришли в Ближнее Хорошово, где предстояло решить одну задачу: найти человека, который переправит нас на другой берег Сози, в деревню Дальнее Хорошово, или же делать крюк до моста в Захарьино.

Ближнее Хорошово

На наше счастье, на берегу стояла лодочка, чьи хозяева как раз сидели во дворе своего дома у реки. По-моему, это были единственные обитатели деревни на тот момент. Замечательная женщина согласилась за небольшое вознаграждение переправить на веслах всю нашу группу, а это аж 11 человек, и пришлось делать три захода!

Оказавшись на том берегу, мы немного ушли западнее от деревни и там, на тихом берегу залива, встали на ночлег. К слову сказать, на берегу мы были не одни, в относительной близости от нас стояли еще палатки, пол ночи мы слушали пение отдыхающих, а все дело в том, что туда можно было подъехать на машине.

Ольга раздает суп
Берег Сози в Дальнем Хорошово
Берег Сози

Утром, накупашись, мы двинулись в путь. Вышли на дорогу до поселка 1-ое мая, любовались видами по сторонам.

Справа была очень приличного вида частная ферма

Сам поселок производит несколько запущенное впечатление,

Брошенный дом в 1-ое Мая
По всей видимости, это и был стекольный завод

Но в нем есть аж несколько магазинов и даже небольшой супермаркет. Набрав в нем продуктов на оставшийся маршрут (а магазинов на нашем маршруте и правда до Дубны больше не было), мы пошли в деревню Устье, куда в 15-00 на пристань приходил теплоход из Конаково, а в 16-00 уходил обратно, на нем отправилась домой часть наших товарищей.

Домооой!

Конец 1 части.
Часть 2

Ну а мы двинули в деревню Харлово,

Харлово

Харлово - надпись выложена из бутылочных крышек

оттуда лесной дорогой до так называемого Дома Рыбака, на деле представляющего собой небольшую турбазу.

Дом Рыбака за Харлово

Кругом был великолепный сосновый лес, песчаный берег Волги.

И прекрасная возможность подъехать на машине. В связи с чем все хорошие места для стоянки были заняты, люди сидели у берега на стульчиках и неспешно общались под аккомпанемент бензопил своих соседей. Поэтому еще при планировании маршрута я решил, что мы встанем на ночлег там, куда машина подъехать не может – на другом берегу заливчика. И вот тут начались первые трудности: оказалось, что лес вокруг залива представляет собой настоящие джунгли (позже мы все осознали, что там на самом деле весь почти лес такой).

Кое как продравшись через него, мы вышли в болото, являющееся продолжением заливчика. Поспешное решение перебежать его вброд закончилась фиаско. В этом месте я потерял свой тапок: болотная жижа жадно поглотила ноги, забрав его, и как я не старался, не вернула обратно.

Пришлось напилить пару бревен, и набросав их, переправиться на другой берег.

Затем нам снова пришлось проламываться через лес, теперь уже к берегу. Через некоторое время мы вышли к реке, вокруг неожиданно был чистый песчаный берег, окруженный с двух сторон зарослями камышей. Одна беда - на этом месте уже стояла палатка и были люди. Группа хотела устроить стоянку рядом с ними. Однако я, слазив через камыши на разведку вдоль берега, обнаружил поблизости еще один песчаный островок. Хуже и меньше предыдущего, но зато безлюдный, и к всеобщему неудовольствию, увел группу туда.

К слову сказать, в местах тех было прилично намусорено, а подальше нас снова стояли люди. По видимому, эти места напротив острова Грабиловка, пользуются популярностью: забрасываешься на лодке, и отдыхаешь на песчаном берегу у реки посреди дикой природы. Красота!

На утро нам предстоял самый длинный участок буреломинга: около пяти километров по прямой до Перетрусово. Из графика мы уже выбились, и так как поздно пришли на последнюю ночевку, а утром хотелось выспаться и покупаться, вышли только в 11-30 дня. Но деться посреди дикого леса было некуда, только прорываться по запланированному маршруту.

Это только начало...
А вот тут уже веселее

Через несколько часов физических упражнений и хождения по лосиным тропам (почему-то их направления совпадали с нашими), мы вышли на хорошую просеку, вдоль которой стояли охотничьи вышки.

По краю дороги росли замечательные кусты земляники, коей мы, с радостью, вкусили=)

Сама просека вела куда-то на юго-восток, по всей видимости, выводила к берегу Волги южнее Перетрусово. Табличка подальше сообщала, что это Ерофеевское? охотничье хозяйство, которое является частной собственностью, охраняется, а вход в него строго запрещен. Сфотографировавшись на вышке, мы отправились своей дорогой дальше.

_DSC0581

И через небольшой промежуток времени вышли точно в поле перед деревней Перетрусово, где нас снова встретило любимое болото. Я уже было начал морально готовить себя к новой переправе, как заметил слева от нас замечательную бобровую плотину.

Поблагодарив бобриков за работу, мы успешно преодолели болота и вошли в Перетрусово.

Здесь местные жители великодушно наполнили наши каны питьевой водой, дали полную канистру вдогонку, и мы отправились по дороге в Незденово, рассчитывая вскоре после деревни встать на обед. Остановка пришлась кстати, потому что с неба полил порядочный дождь. Но не беда: мы растянули ткань от палатки как тент между деревьями, и под ним укрылись все, даже с рюкзаками.

Вскоре после поворота на дорогу, ведущую от Перетрусово к трассе, на моей карте была изображена дорожка, идущая на северо-восток минуя Незденово, и выводящая на трассу Тверь-Кимры как раз перед Бородино. В Перетрусово мне сказали, что дорога эта есть и хорошо наезжена охотниками. Поэтому, завидев поворот направо, мы решили на него свернуть. На деле же жирная колея привела нас лишь к пруду и полянке с двумя охотничьими вышками и кормушками для кабанов.

Дальше дорога совершенно не прослеживалась, и нам пришлось повернуть обратно, чтобы пройти по дороге через Незденово.

Зачем им этот манекен. Может - пугало?

С Незденово мы свернули на трассу, и прошли немного по шоссе до деревни Бородино. Здесь был соблазн воспользоваться нарисованной на карте дорогой до Игнатово, но местные объяснили - дорогой давно не пользуются, сейчас на этом пути находится частное охотничье хозяйство, которое установило шлагбаум. И даже если его обогнуть, пройти по этой дороге будет сложно. А единственный нормальный путь в Игнатово начинается в следующей деревне - Барановское. В Барановском мы поговорили с местными жителями, они указали нам дорогу, дав навет: двигаться все время прямо.
Хозяин этого очаровательного участка дал нам воду

Вновь наши каны были наполнены водой, получена дополнительная канистра к завтраку, и мы пошли в Игнатово. Однако к планируемому месту ночевки у водохранилища в Игнатово мы уже явно не успевали, и потому решили остановиться на ночлег в ближайшем леске.

_DSC0596

Так как времени оставалось совсем мало, для того чтобы успеть пройти по запланированному маршруту, утром нас ждал ранний подъем. Подкрепившись овсяной кашкой, мы продолжили путь в Игнатово. Но вскоре на дороге появилась развилка, и мной была совершена ошибка, забравшая у нас немало сил и часа три времени. Выраженная, наезженная колея уходила вправо, а прямо продолжалась лишь слабая дорожка. Решив, что говоря "все время прямо", жители Барановского не имели в виду этот поворот, я повернул направо, убеждая себя, что дорога тут больше никуда вести и не может - кроме как от одной деревни к другой, вокруг же больше ничего нет! Постепенно я понял, что мы уходим чересчур западнее, но решил уж пройти до конца, а не разворачиваться. Все правильно: дорога привела западнее, к заливу 1-й Бреновский. Хорошие дороги тут вообще не между деревнями, а с шоссейных дорог к берегу, наезжаются рыбаками и охотниками.

Залив 1-й Бреновский

Идти обратно на перекресток уж больно не хотелось, и я решил провести ребят азимутом через лес, на восток к Игнатово.

_DSC0608
Такого огромного корневища мы еще не видели

Вновь буреломинг по густому заросшему лесу в завалах, и мы выходим в Игнатово. Здесь мы набираем в колодце воды, добрая бабушка угощает нас луком и петрушкой. А у нас остается только единственная конфетка, чтобы отблагодарить ее. Интересуюсь дорогой на дамбу - люди говорят, что нормальная дорога есть только из соседнего Ларцево. Времени у нас уже в обрез, метим на электричку 16:50, а потому решаем пользоваться только проверенными вариантами, а не бросаться вновь напролом =) Местные также жалуются, что их часто беспокоят посторонние из-за Шара - здешней достопримечательности, которую мы уже видим вдалеке. Идем к нему, но вначале решаем подкрепиться у костра.

SONY DSC
Вот так фигачят лук =)

В это время я уже планировал быть в Дубне, да и до этого кушали мы очень хорошо, поэтому теперь еды у нас оставалось в обрез. Поскребя по сусекам, достали остатки манки с первого завтрака. Это, и мюсли Сережи, составило наш основной обед. Кто-то подкрепился остатками гречки, приготовленными в миске на горелке. Гвоздем программы, конечно же, была бабкина зелень с солью и хлебом. Здесь я испытал настоящее чувство единения с ребятами. Мы, уставшие, оголодавшие, не успевающие на электричку, сидим хрен знает где в лесу Тверской области и точим бабкин лук. И хоть бы кто пожаловался на дискомфорт, или еще на что-то=) Не было такого!

После обеда мы, конечно же, проследовали к Шару. К нему здесь целое паломничество: постоянно проходят люди, проезжают мотоциклы. Поразвлекавшись с акустическим эффектом внутри шара, и сфотографировавшись, наконец, всей группой, мы по огромной наезженной дороге (плохого качества, надо сказать, обычная машина не проедет), отправились в Ларцево искать дорогу на дамбу.

SONY DSC
За Шаром явно ухаживают - периодически закрашивают надписи, может даже, ремонтируют его
Поворот к Шару на дороге с Ларцево

В Ларцево нам указали примерное направление дороги, но перейдя поле, я снова остановился в раздумьях. По левой стороне поля шла слабая заросшая колея точно в нужном нам направлении. Правда было непонятно, как по ней "ездят на квадроциклах" - последний раз по ней явно проезжали весной, а то и в прошлом году. Справа же была четкая, наезженная дорога, уходившая немного западнее. Нет уж, второй раз я на этот номер не куплюсь - дорога наверняка вела в Омутню, или на берег залива. Мы пошли по той слабой колее. В лесу она становилась все слабее, пока вообще не повернула резко налево. Решив больше ей не доверять, я взял азимут на дамбу и пошел, благо лес уже не был таким страшным, как до этого.

Однако местность постепенно становилась все более заболоченной, пока мы не увидели это.

С другой стороны этого болота раздался рев квадроцикла, и мы, обогнув болото, устремились туда. И вышли-таки на действительно хорошую дорогу, которая вывела нас на дамбу. Такой она должна была быть от самого Ларцево, но сейчас была укатана лишь от дамбы до места чуть подальше прудов. Может быть, к осени ее укатывают полностью, но сейчас было, видимо, так.

Выйдя на дамбу мы, окрыленные, рванули вперед, дабы успеть хотя бы на электричку 19-22 (хотя в запасе был экспресс 20-40)

_DSC0619
Перешли Волгу...

Один из самых больших памятников Ленину удалось наблюдать только с тыла, из-за нехватки времени. Ребята буквально летели, я удивлялся, откуда они взяли столько силы=)

И таки успели на электричку в 19-22! Пришли за 5 минут до ее прихода на станцию Большая Волга. В электричке обогатили торговца пивом, чипсами и мороженым, а там уже и вокзал, метро, дом...